top of page

Истина (продолжение 2)

Не для того Бог - Всесовершенная Истина - создал разумные творения, чтобы они оставались в неведении о своем Творце.

Одним из основных понятий в христианстве является Божественное Откровение - действие Самого Бога, открывающего Себя Своим творениям.

Другого способа познания Бога, кроме Его Откровения, не может быть в принципе. Недопустимо (не то что "нехорошо", а просто бессмысленно) пытаться узнать нечто о Нем помимо этого единственного пути.

Естественным называется Откровение Бога о Себе, запечатленное в самом творении, а особенно - в человеке, созданном по образу Божию.

Таким образом, всякий человек имеет некоторое ведение Бога, причем главным в этом отношении является голос совести.

Сверхъестественное Откровение - то, которое восприняли пророки, апостолы и многие святые, ставшие способными к такому приятию.

Вершина же всего Откровения - Боговоплощение, явление в мир Самого Слова и Сына Божия, в Котором, по слову Апостола, живет всяко исполнение Божества телесне (Кол. 2:9), то есть вся полнота Всесовершенной Истины.

Вот почему для христианства путь экуменизма, достижения дипломатических компромиссов в догматах веры, - это путь отвержения Христа и подмены Откровения человеческими соображениями.

Само это начинание связано с умножением самодельных учений о вере и переходом от ложных исповеданий к отрицанию самой возможности точного и неложного исповедания веры.

Заметим, что и среди неверующих людей Истина ценится весьма высоко; быть причастным ей - великое благо, пусть даже это благо и ограничено в силу ограниченности наших знаний.

Но в основе Христианского мировоззрения лежит вера в возможность реального приобщения не только ограниченным истинам, касающимся вещественного мира, но и Неограниченной Истине, Которая есть Сам Бог.

Если же Всесовершенная Истина есть Всесовершенное Существо, не из чего не состоящее, и в Котором нет разделения между Истиной и Благом, Любовью, и вообще, всяким совершенным свойством, то каково может быть познание, почерпаемое из Откровения?

Ясно, что речь идет не просто о получении некоторых сведений, пусть даже каким-то особенным, сверъестественным путем. Св. Симеон Новый Богослов пишет о Боге:

"Он столько познается нами, сколько кто может увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью, с малою в руках зажженною свечей <...> Впрочем, тот, кто сподобился мало некако узреть Бога <...>, не имеет нужды в научении от другого, потому что имеет всего Бога, Который обитает, движется и глаголет внутрь его и научает его неизреченным Своим тайнам".

Итак, наше познание Абсолютной Истины всегда ничтожно мало; но если сподобимся некоторым образом узреть Ее, то Сама Она будет обитать в нас, просвещая и научая.

Человек, получивший некоторые сведения о мире, сможет применить их в одних случаях и не сможет в других, ведь знание о чем-то одном не поможет в другом. Но приобщившийся Божественной Истине, не просто узнал некоторые факты, а "имеет всего Бога" по выражению Святого.

Что же, достигнув этого, человек владеет Абсолютной Истиной? Нет, ведь сказано: "движется и глаголет внутрь его и научает его", - разумеется, так, как Сама изволяет, а не так, как хотел бы этого человек.

Поэтому Апостол говорит: Аще кто мнится ведети что, не ý что разуме [еще ничего не уразумел], якоже подобает разумети (1 Кор. 8:2).

Богопознание - это не просто умственная деятельность, пусть даже носящая сверхъестественный характер, это жизнь в Боге, к которой человек становится способен по мере того, как слушает Божественные глаголы и изменяется сообразно с ними.

Моей целью не является доказывать истины христианского учения, говорить о пророках, апостолах, святых Отцах, вселенских и поместных Соборах. Напомню только слова Спасителя: Аще кто хощет волю Его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз от Себе глаголю (Ин.7:17).

Это внутреннее свидетельство, сверх аргументов и рассуждений (которые тоже бывают важны) есть, главным образом, свидетельство совести, "еяже ничтоже в мире нужнейше", как говорится в Великом каноне Андрея Критского.

Но знают ли христиане всё-таки что-то определенное о Боге, или всё сводится к таинственной жизни внутри каждого из них, не поддающейся логическому определению?

Этот вопрос возвращает нас к апостольскому определению Церкви как столпа и утверждения Истины. О Ней мы и поговорим в следующий раз.

6 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Еще немного о разных мнениях

Хочу обратить внимание на одну терминологическую трудность. В святоотеческих писаниях мы встречаем слово «мнение» не совсем в том...

Тлят обычаи благи беседы злы

В прошлый раз речь шла о естественной склонности человека поступать и даже мыслить так, как делают «все» в его окружении. Мы говорили,...

Когда и один в поле – воин

На днях праздновалась память сначала святителя Марка Эфесского, а затем – преподобного Максима Исповедника. Так близко друг к другу...

Старые заметки могут не открываться, тогда читайте их в архиве.

Содержание заметок
bottom of page