top of page

Немного о Псалтири

Никiя же бо иныя книги тако Бога славятъ, якоже Псалтирь, душеполезна есть: ово Бога славитъ со Ангелы вкупѣ, и превозноситъ, и воспѣваетъ велiимъ гласомъ, и Ангелы подражаетъ; овогда бѣсы кленетъ и прогоняетъ, и великъ плачь и язвы творитъ; за цари и князи и за весь мiръ Бога молитъ. Псалтирiю и о себѣ самомъ Бога умолиши: больше бо и выше есть всѣхъ книгъ. Сiя убо нарицаемая Псалтирь подобна есть великому морю: отъ моря бо не оскудѣваетъ вода никогдаже, ни умаляется изливанiемъ рѣкъ и источникъ: тако и отъ Псалтири не оскудѣваетъ пѣнiе никогдаже. Псалтирь бо наречеся доблесть и дерзость къ Богу о спасенiи души: велика бо мзда въ постѣ и въ поклонѣхъ и прочитанiи псалтирнѣмъ. Аще ли, брате, речеши, яко немощенъ есмь, и не могу правила сего совершити, зане плоть есмь; воззри на воздухъ, и виждь, како солнце и луна и звѣзды, день и нощь не почиваютъ ходяще путемъ своимъ, заповѣди Господни творятъ. И яко оно огненное сотворенiе ни ястъ, ни пiетъ, ни муки чаетъ будущiя, а Бога боится, и повелѣнiя Его не престая творитъ. Ты же, брате, аще и плоть еси, но тѣло твое покровено имаши: елика ти до избытка яси и пiеши, и спиши довольно. Суть бо инiи въ полунощи востающе и покланяющеся, и молящеся Богу, и рукодѣлiю прилѣжатъ, а Творца своего благодарятъ о всемъ. И паки глаголетъ: коль слабо естество воднóе и немощно есть, а Бога боится, день и нощь не престаетъ напаяющи и текущи, не токмо человѣки, но и черность ихъ омываетъ, и скоты, и птицы, и звѣри, и гады вся напаяетъ, и на землю изливаетъ. И ты, брате, како себе не разсмотряеши, ни себѣ внимаеши? Вся возможна отъ Бога, а отъ человѣкъ ничтоже; токмо мужайся, и крѣпися, и Богъ поможетъ ти. Глаголетъ бо Давидъ: потерпи Господа, и сохрани пути Его, и вознесетъ тя, еже наслѣдити землю, а не мози ни единаго дне оставити безъ пѣнiя псалтирнаго. Аще нѣкоею нуждею оставиши, оттолѣ заложивъ, во утрiе паки начни, а не престани лѣности ради. Глаголетъ бо верховный Апостолъ Петръ: единъ день житiя нашего, яко тысяща лѣтъ, а тысяща лѣтъ, яко день единъ, и ничтоже в нихъ пользуетъ. Вся бо, братiе, временна свѣта сего, яко коло вратится. Днесь солнце, а заутра мракъ, и дождь, и снѣгъ; днесь пирове и браки, а заутра плачь и сѣтованiе. Но аще самъ подвигнешися о спасенiи души твоея, исправиши реченная, и научишися заповѣдемъ Божiимъ, и открыетъ очи твои, да разумѣеши чудеса от закона Господня.

Вопрошенъ бысть великiй Iоаннъ Златоустый от братiй: добро ли есть оставити Псалтирь? Онъ же рече: уне есть солнцу престати от теченiя своего, нежели оставити Псалтирь: вельми бо есть полезно, еже поучатися псалмомъ, и прочитати прилѣжно Псалтирь. Вся бо намъ книги на пользу суть, и печаль творятъ бѣсовомъ, но не якоже Псалтирь, да не нерадимъ.

Это поучение, традиционно помещается в начале обычного издания Псалтири, сразу после Устава о чтении ее во весь год, под заглавием «Василiа Великаго». В современных, даже репринтных, изданиях это и еще несколько иных поучений обычно исключают, очевидно, полагая излишними. Поэтому я и решила здесь привести его для вдохновения и ободрения; только для простоты набрала гражданским шрифтом. Особенно мне нравится это рассуждение о неодушевленных творениях, которые, хотя не едят, ни пьют, ни муки чают будущия, а Бога боятся и творят Его повеления. Невольно задумаешься, как бы оказаться по крайней мере не хуже неодушевленных или неразумных тварей. И ободрительный вот этот совет: если пришлось отложить чтение, то отнюдь не унывать, а заложить это место и продолжить на другой день.

Значение Псалтири видно уже из того, какое место отводится ей в богослужении. Разделенная на 20 кафизм, она должна прочитываться целиком на суточных службах за седмицу на утренях и вечернях, а в Великий Пост – дважды (тогда читается и на часах). На полунощнице с понедельника по пятницу читается 17-я кафизма, а в субботу – 9-я. Устав также предусматривает 17 кафизму на воскресной утрени, когда не положен полиелей, хотя в приходской практике этому следуют нечасто. В течение значительной части годового круга на вечерне по будням читается 18-я кафизма.

Некоторые избранные псалмы составляют постоянную основу суточного Богослужения. Вечерня начинается 103 псалмом; «Господи, воззвах» – это псалмы 140, 141, 129, 116, к которым припеваются стихиры этого дня. Утреня, когда служится не в составе всенощного бдения, по заповеди Апостола начинается с молитвы за царей (1 Тим. 2:1), поэтому в начале ее идут два псалма – 19 и 20. Основная же часть утрени начинается Шестопсалмием (3, 37, 62, 87, 102 и 142). В праздники на утрени может петься полиелей – это псалмы 134 и 135; перед Постом на трех воскресных службах к ним присоединяется 136 (На реках Вавилонских). Ближе к концу утрени следуют хвалитны – три завершающих псалма, то есть 148, 149, 150; к ним могут припеваться хвалитные стихиры. Обычные службы часов 1-ый, 3-ий, 6-ой и 9-ый называются «трехпсалмными», поскольку каждый час начинается своими тремя псалмами; в сочельник Рождественский, Богоявленский и в Великий Пяток на Страстной состав их отличается от обычного. Несколько псалмов положено на малом повечерии, а на великом (в Великий пост и в навечерие Рождества и Богоявления) – значительное число. Псалом 50-ый находится в полунощнице, утрени, на 3-ем часе и на повечерии. Часы изобразительны (обедница) начинаются псалмами 102 и 145.

Но этим дело не ограничивается. Отдельные стихи псалмов составляют почти все прокимены, которые звучат на утрени, вечерне, литургии и на великопостных часах; пение Аллилуиа на Литургии между чтением Апостола и Евангелия тоже сопровождается стихами из псалмов; они припеваются и к тем стихирам утрени и вечерни, которые поэтому называются «стиховными».

Однако и это не всё: Псалтирь – основа языка Богослужения; здесь – язык молитвы, образы, мысли и выражения, наполняющие собой все песнопения и молитвословия. Конечно, в этом смысле Псалтирь не отделяется от остальных книг Писания, но как пишет, например, святитель Амвросий Медиоланский: «Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а книга псалмов соединяет в себе все это и есть некая полная сокровищница спасения человеческого».

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет в одном из своих писем: «Книга Псалтирь — возвышеннейшая духовная книга. В ней глубоко и подробно описан внутренний подвиг воина Христова. Часто употреблены прообразовательные тени и иносказания, дающие книге таинственность и темноту (не без причины на ней завеса!). Не надо принимать ее "буквально": буквальное разумение Писания убивает душу. Необходимо разумение духовное: оно оживотворяет, поставляет на стези правые, святые».

Как научиться понимать Псалтирь духовно? Конечно, есть святоотеческие толкования на псалмы, и целые книги таких толкований, например, Зигабена. Однако читать их подряд трудно, и при всём напряжении прочитанное будет ускользать и забываться. Скорее помогут отеческие писания, говорящие вообще об истинах нашей веры и благочестия: здесь мы увидим цитаты из псалмов и поймем, как смотрят на них, как воспринимают их святые Отцы. Но разумеется, в основе должно быть само чтение и слушание; в особенности же Православное богослужение делает псалмы близкими, соединяя с песнопениями праздников, с прославлением Бога, с молитвенными воззваниями.

Продолжим этот разговор в следующий раз.

35 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Богослужебное чтение

В недавней заметке шла речь о технике чтения церковнославянских текстов применительно к домашней молитве. Несколько слов скажу и о чтении...

Comments


Старые заметки могут не открываться, тогда читайте их в архиве.

Содержание заметок
bottom of page