top of page

Немного о почитании Божией Матери


Прежде чем продолжить разговор о почитании святых, в нынешние дни праздника Рождества Христова вспомним о Той, Которая почитается выше всех святых – и человеков, и ангелов. Ни одно, даже самое краткое, церковное последование молитв не обходится без упоминания Пречистой Девы Марии. Ее почитание имеет особое значение, чего часто не понимают судящие о христианской вере поверхностно. Кажется, этому способствует то, что в Евангелии рассказано о Пресвятой Деве весьма немногое, больше – у евангелистов Луки и Иоанна, меньше – у Матфея и Марка, поскольку они писали еще во время Ее земной жизни. Мы увидим, однако, что Писание говорит достаточно о Божией Матери для обоснования особого Ее почитания, но избегает подробных объяснений, как и изложения обстоятельств Ее жизни до Благовещения и после Пятидесятницы.

Здесь уместно вспомнить, что говорит святитель Василий Великий о Священном Предании Церкви:

«Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо, если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя».

Святитель приводит примеры: крестное знамение, молитвы Литургии, троекратное погружение крещаемого и прочие последования таинств. Откуда мы это приняли?

«Не из этого ли не обнародованного и сокровенного учения, которое Отцы наши соблюдали в непытливом и скромном молчании, очень хорошо понимая, что достоуважаемость таинств охраняется молчанием? На что непосвященным непозволительно даже и смотреть, прилично ли было бы учение о том выставлять на показ письменно?»

("О Святом Духе", глава 27)

Наряду с чинопоследованиями церковных таинств подробности почитания Пресвятой Девы не записывались первыми христианами, охранявшими тайны благочестия от поругания язычников.

Самые древние письменные свидетельства о событиях, лежащих в основе церковных праздников Рождества Божией Матери, Введения Ее во Храм и Успения, находятся в апокрифических, отвергнутых Церковью сочинениях. По этой причине часто можно услышать, будто бы именно апокрифы являются источником сведений о жизни Пресвятой Девы. На самом же деле наоборот – фрагменты Церковного Предания были включены в эти сочинения; их авторы не руководствовались разумным церковным обычаем того времени, не были и истинными христианами, а потому соединили свидетельство Предания с собственным вымыслом.

Только после распространения веры Христовой в мире, после того, как ей стали покровительствовать Православные государи, были преданы писанию чинопоследования таинств и многие подробности христианской веры и упования.

Лучшим свидетельством подлинности Предания о Пресвятой Богородице является то, что в древних источниках не находится споров о нем, а по мере того, как молитвы Ей включались в записанные чинопоследования, никто не возражал против этого как против новшества, противного обычаям Церкви.

За всю древнюю церковную историю мы встречаем только один крупный спор, касающийся Пресвятой Девы, когда Несторий предлагал именование «Богородица» заменить на «Христородица». Однако речь шла не о новизне имени «Богородица», и даже не просто о самом этом слове; Несторий утверждал, будто от Девы родился только человек, ставший впоследствии Сыном Божиим. Таким образом, ересь Нестория была направлена против церковного учения о Боговоплощении. Но святые Отцы III Вселенского Собора утвердили общее древнее исповедание веры: от Пресвятой Девы действием Духа Святаго на конец веков родился Тот же Сын Божий, Который превечно рожден от Отца, истинный Бог и истинный Человек. Поэтому всё, что совершала в Нем человеческая природа, совершалось не просто человеком, но воплотившимся Богом. Страдание и смерть относятся только к человеческой природе, но смерть человека не могла бы стать спасительной для нас, какой стала смерть Богочеловека. Все имена Сына Божия, будь то по Божеству (Бог, Сущий, Слово Отчее) или по человечеству (Младенец, Человек) относятся к Одному и Тому же Христу Богочеловеку. Поэтому и Матерь Его по человечеству истинно называется Матерью Божией или (что то же) Богородицей.

И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? (Лк. 1:43). Именование «Богородица», хотя буквально не содержится в Евангелии, по смыслу совершенно тождественно имени «Мати Господа», которое Дух Святый произнес устами праведной Елисаветы.

После III Вселенского Собора умножилось число церковных песнопений, посвященных Божией Матери; они называются «Богородичнами», а некоторые – «догматиками», поскольку содержат догматическое учение Церкви о воплощении Христовом и спасении человеческого рода. С тех пор уже всякая группа стихир или тропарей в богослужении обычно завершается Богородичном.

Отсюда мы видим, что основа почитания Божией Матери – вера в Боговоплощение; одно неразрывно связано с другим, и если повреждается одно, ясно видно, что повреждено и другое.

Продолжим этот разговор в следующий раз.

24 просмотра

Недавние посты

Смотреть все

Поэтом можешь ты не быть...

Самые разные вещи окружающего нас мира могут оказаться поучительными: из внешних обстоятельств можно извлечь уроки, применимые к духовной...

Еще немного о почитании Божией Матери

Мы спасены и спасаемся воплотившемся Богом, но не без нас самих; человечество удостоено принять участие в этом спасении – верой,...

Comentários


Старые заметки могут не открываться, тогда читайте их в архиве.

Содержание заметок
bottom of page