top of page

Писание и Предание: экскурс в недавнюю историю

В начале 1980-х, когда мы приходили к вере, было весьма трудно приобрести книги Священного Писания, не говоря уже о святоотеческих веро- или нравоучительных трудах или о богослужебных книгах.

Сейчас многие, даже верующие люди, с тоской вспоминают стабильную и относительно спокойную жизнь в Советском Союзе. Однако, если не говорить о прочих вещах, достаточно вспомнить, что несколько поколений верующих в нашей стране если и имели возможность "удовлетворять свои духовные нужды", ходя в храм, то церковные книги или Писание едва ли могли раздобыть.

Неизбежным следствием такого положения было невежество в религиозных вопросах и обилие суеверий, местных "преданий", заменяющих Предание Церкви.

Правда, даже и ходить в храм не все могли: где храмов не было, а многие просто не могли себе позволить таких смелых поступков.

Надо сказать, что мы в те годы не сразу поняли, что означает преобладание "старушек" в храмах: ведь это же были не дореволюционные старушки, а обыкновенные советские женщины, которые, выйдя на пенсию, наконец, смогли воспользоваться некоторой возрастной свободой.

В послеперестроечные годы, когда начали издаваться труды Святых отцов, очень многие верующие с жадностью обратились к ним. В начале 1990-х мы приняли участие в деятельности Духовного Училища для мирян, и могли наблюдать, какие усилия прилагали люди, желая узнать Православную веру, научиться понимать смысл церковных молитв и песнопений.

К сожалению, в конце 90-х стал заметен перевес интереса в сторону кратких книжек типа "Что посоветуете, батюшка?" - этаких наборов рецептов, как научиться вести себя подобно самому настоящему православному, не вникая ни в какие подробности.

Увы, этот путь легче и удобнее, как для обычных верующих, так и для их пастырей, ведь подобное суррогатное учение обеспечивает управляемость паствы и избавляет от многих трудностей и недоумений, связанных с попытками строить настоящую христианскую жизнь.

В результате во многих случаях на смену невежеству прежних десятилетий, которое было отчасти извинительным, пришло невежество уже неизвинительное, пренебрежительное отношение к учению Церкви, к истинам, которые были засвидетельствованы подвигом многих святых.

Особенно печально, что эта тенденция прикрывалась разговорами о смирении и послушании. Ведь истинное смирение начинается с благоговения перед Истиной, а оно не может не выражаться в стремлении этой Истине приобщиться.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: "Невозможно пламени происходить от снега; еще более невозможно быть смиренномудрию в иноверном, или еретике. Исправление это принадлежит одним православным, благочестивым, и уже очищенным" (Слово 25, 33). Значит, заботиться о приобретении и сохранении правой веры необходимо, чтобы положить основание для этой добродетели, да и для всех остальных.

Но она легко подменяется человекоугождением, от чего предупреждает Апостол, говоря: Ценою куплени есте; не будите раби человеком (1 Кор. 7:23). Феофилакт Болгарский пишет в толковании на эти слова: "Это говорит он не к рабам только, но и к свободным, убеждая всех христиан ничего не делать из угождения людям".

Правда, многие говорят, что читать святоотеческие книги необязательно, ведь и прежние века многие люди были неграмотными, но весьма благочестивыми. Не будем с этим спорить: пусть каждый смотрит, действительно ли он является таким простецом в вере, или же для него учение благочестия просто не представляет существенного интереса.

Конечно, речь не идет о том, что всякий верующий должен стать специалистом по Святым отцам и церковному учению. Чтение необходимо такое, которое доставляет точное представление о Православной вере и здравое воззрение на себя, на свою жизнь и на других людей.

А что может нам в этом помочь, обсудим в следующий раз.

15 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Еще немного о разных мнениях

Хочу обратить внимание на одну терминологическую трудность. В святоотеческих писаниях мы встречаем слово «мнение» не совсем в том...

Тлят обычаи благи беседы злы

В прошлый раз речь шла о естественной склонности человека поступать и даже мыслить так, как делают «все» в его окружении. Мы говорили,...

Когда и один в поле – воин

На днях праздновалась память сначала святителя Марка Эфесского, а затем – преподобного Максима Исповедника. Так близко друг к другу...

Старые заметки могут не открываться, тогда читайте их в архиве.

Содержание заметок
bottom of page