top of page

Предварительные итоги

Хотелось бы перечислить некоторые положения, которых мы уже коснулись в заметках о властях.

С древних времен существовали власти, которые воспринимались подданными и самими правителями как данность, а по учению как Ветхого, так и Нового Заветов, действительно были установлены от Бога.

Эти власти не следует судить по нынешним меркам. Они полагали границы борьбе за власть и различные преимущества, ограничивали человеческий произвол, но не ставили перед собой невыполнимых целей: всеобщего равенства и благоденствия, или даже того относительного благополучия и свободы, которые кажутся вполне достижимыми в наши дни благодаря развитию техники. От тех древних властей мы получили разнообразное наследство, которым теперь гордимся: любителям равенства приходится хотя бы признавать, что без тех древних угнетателей нынешний мир был бы удручающе скучен и скуден.

После обращения некоторых земных царей к Христианской вере постепенно явились и христианские государства. Несовершенные, как всякое человеческое дело, они всё-таки послужили восприятию христианских понятий народами. Таким образом вера проникла глубоко в сознание людей, произошла неизбежная и радикальная смена системы ценностей, системы основных понятий.

Впрочем, многие правители, просто ли по собственной склонности или ради политических целей, пренебрегали христианским веро- и нравоучением и старались изменить его так, как им казалось целесообразным. Но почитание установленных свыше властей никогда не подразумевало слепую покорность. В том, что касается веры, никакая человеческая власть – царей или патриархов – не является авторитетом сама по себе, но даже апостолам была дана только на созидание, а не на разорение благочестия, как пишет Апостол (2 Кор. 10:8).

Посредством Христианства в человечестве распростанились идеи, неизвестные древности, например, понятие об образе Божием в каждом человеке и о ценности души человека, превышающей ценность всего мироздания, а значит, и о равноценности людей в смысле их общего вечного предназначения.

С течением времени эти идеи в сознании многих видоизменились, а происхождение их забылось. Современному человеку, как бы он ни пренебрегал заповедями "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй", они представляются скорее естественными правилами, чем неотмирным откровением: новизна стерлась, и кажется, что такого рода моральные требования существовали всегда.

Касательно же свободы совести и вероисповедания надо иметь в виду, что сама связь между верой и совестью очевидна в христианской традиции, но вовсе не разумеется сама собой.

Полагаю, что именно христианизация и дальнейшая трансформация идей, оторвавшихся от христианского корня, дали толчок развитию техники и дальнейшему изменению экономического и политического строя различных стран.

В результате многое само собой разумевшееся в древности – в частности, сами власти – оказалось поставлено под сомнение, было расшатано, часто защищалось негодными средствами, и претерпело разрушение, какого в древности невозможно было вообразить, и конца которому пока еще не видно.

Разрушение устоев жизни по временам вызывает реакцию, стремление обратно к традициям, даже отчасти к благочестию, или по крайней мере, к прежнему национальному величию государств.

Это стремление тем сильнее, чем хуже положение того или иного народа в следствие самых разных внешних и внутренних причин. В этом смысле пойманные в ловушку "общечеловеческих ценностей" (на самом деле - бывших христианских) нынешние демократии систематически рубят сук, на котором сидят, и иначе не могут, не будучи установленными свыше властями.

При этом учение апостолов об антихристах, уже явившихся и еще грядущих, наводит на мысль, что общий вектор развития человечества ведет не к возрождению тех, когда-то свыше данных властей, а к воцарению самозванцев, которых народы жаждут во время бедствий, и которым принесут покорность, куда бОльшую, чем проявляли когда-то по отношению к древним правителям.

Особенно важно здесь то, что происходит в сознании христиан. Когда-то вера и верующие пользовались покровительством властей, и принятие этого покровительства было оправдано, поскольку сами власти были установлены свыше. Правда, как мы уже заметили, и тогда это покровительство не дОлжно было принимать безусловно: послушание земному царю не должно было приводить к непослушанию Царю Небесному .

Но после разрушения установленных свыше властей не следует надеяться на эту внешнюю защиту; а особенно страшно ради нее покорствовать и поощрять самозванцев, предтеч Антихриста.

Еще несколько замечаний в следующий раз – и мы перейдем к другим темам.

13 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Попущение Божие: длительная катастрофа

В прошлый раз мы говорили о сергианстве и его плодах, о моральном надломе, произошедшем в нашем народе вследствие комбинированного...

Попущения Божии – продолжение. Сергианство

Власть добивается, чтобы мы, прежде чем умереть, быть уничтоженными, потеряли бы собственное достоинство, стали бесчестными людьми и...

Опять о властях…

В связи с обострившейся обстановкой, и не считая уместным обсуждать здесь вопросы политического характера, я подумала, что стоит зато...

Старые заметки могут не открываться, тогда читайте их в архиве.

Содержание заметок
bottom of page