top of page

Несть власть аще не от Бога

Всяка душа властем предержащым да повинуется: несть бо власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть (Рим. 13:1).

Я немного остановлюсь на этих словах, так как их часто обсуждают и оспоривают, толкуют так и этак. С одной стороны ясно, что даже и богопротивные власти попущены Богом; так же очевидно, что выражение "от Бога" относится не только к власти благочестивых христианских государей, которых во времена апостола Павла вообще не существовало.

С другой стороны, не во всем возможно послушание даже самой "правильной" власти, по словам Апостолов: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите (Деян. 4:19).

Но важно то, что Апостол говорит не о разнообразии политических устройств (как кажется современному читателю), а о разнообразии проявлений власти на разных уровнях жизни. С этим согласны слова другого Апостола: Повинитеся убо всякому человечу созданию Господа ради: аще царю, яко преобладающу: аще ли же князем, яко от него посланным (Петра 2:13). О государях и тех начальниках, которые поставлены верховной властью, Апостолы пишут, но об избранных президентах, парламентах или чем-то подобном не упоминают, и не случайно. Сама идея так организовать жизнь, чтобы все граждане страны периодически голосовали, определяя, кто и на какой срок будет управлять их жизнью и кто будет составлять законы, – эта идея была на практике едва ли известна Апостолам, а теоретически говоря, они едва ли назвали бы это властью, тем более властью от Бога. Необходимость путем голосования или чего-то в этом роде определяться с правителем обычно понималась как следствие безвластия, например, при пресечении династии. И целью подобных выборов было именно восстановление утраченной власти.

Часто говорят о древних демократиях – ведь этот термин был придуман греками в древние времена. Однако их скорее можно сравнить с муниципалитетом наших дней, с формой местного самоуправления; вся особенность заключалась в том, что на фоне соперничества разных государств, некоторые города периодически могли существовать сами по себе, без всякой государственной власти. Таким образом, и это – не форма власти, а форма существования в ситуации безвластия, так что к ней слова Апостола неприменимы.

С древних времен существовавшая власть старшего в семье, в роде, в племени, в народе была выражением естественных, а значит, установленных от Бога, отношений, и при всех человеческих злоупотреблениях служила во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем, яко тако есть воля Божия, благотворящым обуздовати безумных человек невежство (Петра 2:14–15).

Обращением ко Христу государи, а с ними и государства, становились христианскими, и это много значило для Церкви и верующих, но не означало изменения самой природы властей. Точно так же брак как союз мужчины и женщины, имеющий основание в самой природе человека, у христиан не превратился во что-то другое, но был освящен Церковью и подчинен определенным правилам, чтобы христиане жили яко свободни, а не яко прикровение имуще злобы свободу, но яко раби Божии (Петра 2:16).

Аналогия с браком, кстати говоря, довольно важна. Вот в наши дни уже ведут речь о браке между двумя мужчинами или двумя женщинами – а ведь не христианами придумано, что в браке соединяются мужчина и женщина. Да, многоженство или многомужество было известно у язычников, но что для брака необходим хотя бы один мужчина и хотя бы одна женщина, – всем было ясно. Да еще заметим, что плотские отношения между лицами одного пола, да и между человеком и животным – не новость; но в древности никому не приходило в голову называть подобные вещи браком.

В среде христиан стремление как-то принципиально изменить устройство властей, данных свыше, было, очевидно, проявлением маловерия или неверия, желания жить, прикровение имуще злобы свободу. Однако, полагаю, что именно принципиальное изменение в сознании людей, принесенное Христианством, породило, среди прочего, и это стремление. Желание устроить Царство Божие на земле вместо несения тягот в ожидании будущего века привело к тому, что основания существовавших прежде государств были расшатаны. Защитники прежних порядков зачастую опирались на негодные аргументы и представления, например, оперируя концепциями абсолютизма ("государство – это я"), теории общественного договора и т. п., или пытались опираться просто на насилие, а тем самым способствовали подрыву монархий.

Пройдя через череду революций и войн, современный цивилизованный мир выработал некоторые принципы, некоторые из которых теперь воспринимаются как само собой разумеющиеся (например, представление о изначальном равенстве людей в отношении основных прав). Вот это устройство жизни и называется в наше время демократией.

Называть это властью в том смысле, в котором это слово употребляют Апостолы, было бы неверно. Однако это называется властью в том смысле, что кто-то распоряжается или управляет кем-то, а в обществе действуют какие-то законы. Отсюда следует и то, что христиане по-прежнему должны жить яко свободни, а не яко прикровение имуще злобы свободу, т. е. оказывать определенное послушание этим самым законам, каким бы сомнительным ни был их источник, если только от них не требуется ради этого идти против Закона Божия.

Продолжим этот разговор в следующий раз.

22 просмотра

Недавние посты

Смотреть все

Попущение Божие: длительная катастрофа

В прошлый раз мы говорили о сергианстве и его плодах, о моральном надломе, произошедшем в нашем народе вследствие комбинированного...

Попущения Божии – продолжение. Сергианство

Власть добивается, чтобы мы, прежде чем умереть, быть уничтоженными, потеряли бы собственное достоинство, стали бесчестными людьми и...

Опять о властях…

В связи с обострившейся обстановкой, и не считая уместным обсуждать здесь вопросы политического характера, я подумала, что стоит зато...

Старые заметки могут не открываться, тогда читайте их в архиве.

Содержание заметок
bottom of page