top of page

Истина в Церкви (продолжение)

Итак, если основа христианской жизни - правая вера, то неудивительно, что церковные правила ограждают жизнь христиан от потери этой необходимой опоры.

Существует много различных церковных правил и канонов, принятых в древние времена Соборами. Некоторые из этих правил предусматривают снисхождение в применении их на практике: например, таковы правила о епитимиях, налагаемых за различные грехи, или о постах. Эти правила сообразуются с пользой для человеческих душ: суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради (Мк. 10:27).

Применение правил, сообразное состоянию людей и обстоятельствам, называется икономией, то есть домостроительством, потому что оно направлено на строительство как церковной жизни вообще, так и духовного дома души каждого человека.

Но есть правила, не предусмативающие снисхождения: они охраняют саму природу Церкви, свидетельство Церкви об Истине, чтобы сообщество верующих при внешнем благообразии не превратилось из Церкви Христовой в церковь лукавнующих (Пс. 25:5).

Именно по этой причине правила воспрещают, например, общение в молитвах и таинствах с еретиками. Ведь такое общение означает либо единомыслие в вере с ними (а значит, отречение от Богооткровенной Истины), либо равнодушие к Истине, то есть к Самому Богу, поскольку оказывается, что эта Истина не так важна, как соображения, допустим, практической пользы церковной и т.п.

Многие их тех, кто считает себя православными, полагают, что и в отношении таких правил должна применяться икономия. Но ведь "домостроительство" должно созидать Церковь, а не разрушать: даже самим Апостолам власть была дана на созидание, а не на разорение (2 Кор. 10:8). Если же "икономия" служит сохранению внешности церковной жизни, но разрушает свидетельство Истины, - это уже не домостроительство, а отступничество.

Кажется, это должно быть каждому добросовестному верующему: ведь речь не о канонических тонкостях, а о смысле существования Церкви на земле. Если мы колеблемся в таких вещах, извинения нам нет.

Однако прежде чем продолжить размышлять о Церкви и Ее свидетельстве, вернемся к тому, с чего мы начинали разговор об Истине. Не есть ли тут еще одно "единственно верное учение" плюс осуждение всяких уклонов, с чем мы, к несчастью, уже сталкивались?

Если мир любит своё и не хочет слышать о Божественной Истине, то это только закономерно, и тут верующий человек ничего поделать не может. (Впрочем, кажется, и неверующий вполне способен понять, что позиция христианина не может быть иной).

С другой стороны важно, чтобы опасения на наш счет не были справедливыми. Пострадать за правду - это одно, а страдать за свое неразумие не хотелось бы, особенно навлекая этим хулу на Церковь и Истину.

Многие пришедшие к вере, почитав Писание и богословские труды, полагают, что овладели Истиной в том смысле, что в их руках находится орудие (или даже оружие), позволяющее судить обо всём на свете, будь то политика, психология, искусство, литература, педагогика, история и т.п.

Конечно, общение с Церковной Истиной влияет на взгляды человека. Однако началом здравых суждений является разумная осторожность и сознание своего невежества.

Это - тема отдельных размышлений, к которым, надеюсь, мы вернемся в следующий раз.

8 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Еще немного о разных мнениях

Хочу обратить внимание на одну терминологическую трудность. В святоотеческих писаниях мы встречаем слово «мнение» не совсем в том...

Тлят обычаи благи беседы злы

В прошлый раз речь шла о естественной склонности человека поступать и даже мыслить так, как делают «все» в его окружении. Мы говорили,...

Когда и один в поле – воин

На днях праздновалась память сначала святителя Марка Эфесского, а затем – преподобного Максима Исповедника. Так близко друг к другу...

Старые заметки могут не открываться, тогда читайте их в архиве.

Содержание заметок
bottom of page