top of page

К завершению Великого Поста

Вот и завершилась Великая Четыредесятница, и мы перешли к священным воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя. В пяток шестой седмицы мы слышали, или же пели сами, или хотя бы читали: «Душеспасительную совершивше Четыредесятницу, возопiимъ: радуйся, граде Виѳанiе, отечество Лазарево» и прочее.

Хотя бы напоследок и вдогонку хочется сказать несколько слов о значении установленных в Церкви постов. Накануне Поста мы пели: «Воздержанiемъ тѣло смирити вси потщимся», и во всех отношениях именно к смирению должны бы приводить нас постные дни. Однако по-мирски часто судят так, будто грешная и разслабленная жизнь как раз смиренна, а воздержанием и всяким подвигом увлекаются гордецы, воображающие, будто они лучше прочих людей. Искаженные мирские понятия возникают не на пустом месте: ведь мы и правда очень склонны придавать цену своим усилиям, и если не прямо гордиться, то по крайней мере испытывать некоторое довольство собой, когда нам хоть чего-то удается достичь. Не питаясь тщеславием или гордостью, необыкновенно трудно бывает подвигнуть себя на какие-то усилия. А особенно трудно смиряться, когда мы окружены людьми, живущими совершенно не по-христиански, так что на их фоне мы начинаем выглядеть чуть ли не подвижниками, стоит нам хоть немного попытаться привести свою жизнь в порядок.

Именно для того, в частности, и существуют церковные правила о постах, как и молитвенные правила, чтобы мы могли соотноситься с ними, а не с мирскими обычаями. Нужно быть действительно смиренным человеком, чтобы не увлекаться гордостью и тщеславием, беря на себя произвольные подвиги; но в следовании церковным установлениям нет ничего выдающегося, и если на этом поприще что-то удается (далеко не всегда), мы должны сознавать, что не делаем ничего особенного. Для этого мы должны решиться принимать церковные правила как должное, а не как благие, но необязательные пожелания. Поводом для легкомысленного отношения к церковным правилам часто бывает как раз их строгость и наша неспособность следовать им в полной мере. Слишком рано сдаваясь без борьбы, мы склоняемся к мысли, что правила написаны не для нас, и выбираем себе более удобные ориентиры. Однако в этом случае теряется главное: возможность деятельно смиряться, узнавать на опыте свою немощь, не столько физическую, сколько духовную, состоящую в неспособности действовать по Боге, а не по страстям тщеславия и самонадеянности.

Смирение и терпение – христианские добродетели, которые зачастую, и совершенно неверно, воспринимаются как пассивные: смиренно складываешь руки, закрываешь глазки и терпеливо смиряешься. На самом же деле вся деятельность христианская должна иметь целью приобретение смирения и вести именно к смирению, которое обретается из опыта усилий следовать заповедям Божиим и церковным правилам. Признак неразумного подвига – самодовольство; лучше всего это заметно, если мы начинаем смущаться несовершенствами окружающих или презирать их. Но то же самое самодовольство и самоуспокоение происходит и от расслабления, от отсутствия усилий, от пренебрежения церковными установлениями.

То же можно сказать и о терпении: часто мы понимаем терпение только как нечто пассивное, как простое существование на фоне неприятностей и скорбей. Но наличие скорбей очень часто не зависит от нашей воли, и терпеливое их «перенесение» на деле нередко означает простую невозможность ничего изменить, несмотря на весь наш ропот и уныние. С другой стороны настоящему терпению не всегда препятствует деятельность, направленная на исправление положения; хороший пример – лечение во время болезни. Один терпеливо и без ропота переносит болезнь, принимая доступное лечение, а другой, может быть, отказывается от лечения, ропща и жалуясь, жалея себя и изводя родных и близких.

Во всех отношениях деятельность и бездействие имеют значение в зависимости от того, чему они служат в нас, чему посвящены – не в мечтах и декларациях, а реально и практически. И вот эти постные дни, которые мы переживаем накануне Светлого Христова Воскресения – благоприятное время для трудов и усилий, для того, чтобы лучше узнать себя, и для того, чтобы приобрести полезные навыки и привычки. Если хоть к чему-то полезному нам удалось приучить себя за это время, попытаемся не растерять этот навык по окончании поста. Если же многое не удалось – оплачем себя, принесем свое сокрушение всё ведущему Богу и смиримся, то есть вооружимся недоверием к себе и надеждой на помощь Божию, чтобы без уныния вновь и вновь при всякой возможности, то так, то иначе преодолевать худой навык, и в этой борьбе прилепляться к Богу.  

 

19 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Внимание и труд ума

Недавно где-то наткнулась на рекомендации: что следует делать для предупреждения деменции и старческого слабоумия; в частности, считается полезным, например, менять маршрут обычного пути (на работу и

Еще немного о разных мнениях

Хочу обратить внимание на одну терминологическую трудность. В святоотеческих писаниях мы встречаем слово «мнение» не совсем в том значении, что в обыденной речи. Этим словом называется одна из форм пр

Старые заметки могут не открываться, тогда читайте их в архиве.

Содержание заметок
bottom of page