top of page

Сотворение мира (начало)


Сотворение светил. Мозаика кафедрального собора в Монреале, Сицилия.

Бог сотворил мир и всё, что его наполняет, – вот первое, что сообщает нам Писание о Боге. Повествование о первых трех днях творения читается за Богослужением в канун Рождества Христова, Богоявления и в Великую Субботу, предваряя другие ветхозаветные чтения дней, в которые мы празднуем обновление творения во Христе. И великопостное чтение книги Бытия, естественно, тоже открывается повествованием о сотворении мира.

Такое особое место это повествование занимает вполне закономерно: ведь в своем собственном опыте нам дано познавать видимый мир (и самих себя), а значит, именно отсюда начинается для нас и Богопознание.

Учение о сотворении мира теснейшим образом связано с учением о Самом Боге как всесовершенном Существе. На этот счет очень хорошее пояснение или иллюстрацию дает еп. Игнатий (Брянчанинов); хотя мой скромный опыт показывает, что многие находятся в настолько плохих отношениях с математикой, что воспринимают это пояснение с большим трудом. Тем не менее я приведу здесь некоторые выдержки из авторских примечаний к «Слову о смерти».

Бесконечное, объемля собою все числа [т. е. все конечные величины – Е.К.], вместе с этим пребывает превыше всякого числа по свойству совершенства, не имеющего ни в чем никакого недостатка и неспособного подвергнуться недостатку. По этому свойству бесконечное, объемля все впечатления, пребывает превысшим всякого впечатления, иначе оно подверглось бы изменениям, что свойственно числам и несвойственно бесконечному. Если же число не имеет существенного значения, то вполне естественно миру быть сотворенным из ничего действием бесконечного, которое одно имеет существенное значение. Естественно действию бесконечного быть превыше постижения человеческого. Таковы неопровержимые истины, добытые уму человеческому математикою: ее нуль, изображающий идею о несуществующем, обращается в число, когда действует на него бесконечное [т. е. при умножении нуля на бесконечность – Е.К.].

…Нет числа, которое бы не могло изменяться от присовокупления к нему или от исключения из него; нет числа, которое не могло бы обратиться в нуль. Всякое число есть явление. Одно бесконечное постоянно пребывает неизменным, оно не изменяется ни от присовокуплений к нему, ни от вычитаний из него. Одно бесконечное совмещает в себе всю жизнь; одно оно есть в точном смысле существо. Если так, то сотворение мира Богом есть математическая необходимость и истина. Сколько верна эта истина, столько верна и та истина, что мироздание, как дело Ума неограниченного не может быть постигнуто, обсуждено и поверено ограниченным умом человеческим. Первую истину открывает человекам, заодно с наукою, Божественное Писание; на основании второй истины человеческий разум не имеет ни права, ни возможности отвергать того поведания о миросотворении, которое читаем в книге Бытия.

…Необходимо усвоить себе понятия о бесконечном различии бесконечного, и по естеству и по свойствам, от чисел, и при суждениях о Боге повсюду иметь в виду это различие, определять его, чтоб не увлечься к суждениям, превышающим нашу способность понимания, и потому к суждениям неправильным по необходимости. Без этого придется бред свой выставлять за истину к погибели своей и к погибели человечества. Мечтатели сделались безбожниками, а изучившие глубоко математику всегда признавали не только Бога, но и христианство, хотя и не знали христианства, как должно. Таковы были Невтон и другие.

…Многие, признающие себя сведущими в философии, но не знакомые с математикою и естественными науками, встречая в сочинениях Материалистов произвольные мечты и гипотезы, никак не могут отличить их от знаний, составляющих собственность науки, никак не могут дать удовлетворительного отзыва и опровержения на самый нелепый бред какого-либо мечтателя, очень часто сами увлекаются этим бредом в заблуждение, признав его доказанною истиною.

Умножение нуля на бесконечность – вот образ сотворения мира. В наше время принято говорить, что результатом такого умножения является неопределенность; иначе говоря, результатом может быть любое конечное число. Проверить это просто, как всякий результат умножения: при делении любого числа на ноль мы действительно получаем бесконечность, а при делении любого числа на бесконечность получаем ноль.

Умножение на бесконечность изображает неограниченное действие, свойственное только неограниченному, всесовершенному Существу. Никакое ограниченное существо не может создавать нечто из ничего (пусть даже что-нибудь очень маленькое и скромное, а не целую Вселенную). Только неограниченное действие Творца извлекло из совершенного небытия все виды творения, не имеющие сами в себе причины своего бытия. Это же всесовершенное действие содержит в бытии мир, извлеченный из небытия.

Понятно, почему Бог именуется Сущим – как единственный существующий в полном смысле слова и являющийся причиной бытия всякого творения, удерживаемого от небытия всесовершенным и благим действием Творца.

Отвержение веры в Творца приводит к тому, что Его свойства приходится приписывать материи, а именно: безначальность, вечность, неограниченность. Действительно, ограниченная количественно вселенная, в частности, должна за ограниченный же период времени достичь состояния тепловой смерти, когда становятся невозможными никакие процессы. Следовательно, если мир существует безначально, а тепловая смерть еще не наступила, то объяснить это можно было бы только тем, что материя бесконечна и в количественном смысле, – но такое предположение приводит к парадоксальным выводам и не подтверждается ничем, что нам известно о материи. Единственной причиной существования подобных взглядов является просто стремление исключить из картины мира Бога как Всесовершенную и бесконечную причину бытия мира, – стремление, не имеющее под собой никакого научного обоснования.

Я начинаю разговор о сотворении мира с этих общих замечаний, потому что именно здесь богословие соприкасается с научными и псевдонаучными представлениями, так что нам нужно приготовиться отделять богословские истины от научных, а научные истины – от произвольных предположений, выдаваемых за науку.

Продолжим разговор в следующий раз.

Примечание. Здесь я пишу слово «мир» по новой орфографии; по орфографии дореволюционной это слово в значении «вселенная» пишется иначе: «мiръ» – для отличия от другого значения (покой, примирение и т. п.). Я предпочла бы так и писать, но без ера (ъ) на конце слово «мiр» выглядит каким-то куцым. Если же писать на конце еръ, то везде, где положено, а не в одном только слове. Однако адресуясь на этом сайте к неизвестной мне аудитории, я не хочу обременять моих читателей старой орфографией. Возможно, это не лучшее решение, но уж какое есть.

Недавние посты

Смотреть все

Грехопадение

Накануне Великого Поста мы вспоминали изгнание из рая наших прародителей, и все дни Великого Поста – это наше путешествие от грехопадения Адамова до воскресения Нового Адама – Богочеловека Христа. В э

Немного о Рае

И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда. И прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение и доброе в снедь; и древо жизни посреде рая, и древо еже ве

Старые заметки могут не открываться, тогда читайте их в архиве.

Содержание заметок
bottom of page